В декабре 2009г. в Севастополе на м.Херсонес, расчищали площадку под строительство часовни. Во время работ были найдены останки шести бойцов, это было не санитарное захоронение, ребят накрыло взрывом, под ними были винтовки, в стволах патроны. С бойцами нашли личные вещи: часы, которые остановились в 2 часа 55 минут - видимо время, когда ребят накрыло взрывом, - мы уже ни когда не узнаем это был день или ночь, медицинские инструменты - возможно кто-то из них был медиком, портсигар с несколькими папиросами, кошелек с копейками, очки, расческа, карандаш; в остатках от кармана был найден патрон - видимо последний - для себя, а рядом что-то завернутое в клочок бумажки.
Вещи пролежали в земле 70 лет и поэтому сразу разворачивать бумагу было страшно - вдруг все рассыплется в прах. Сутки маленький сверток с содержимым лежал во влажной камере у сотрудников судебно-медицинской экспертизы. Когда развернули... на глаза навернулись слезы - это был кусочек пасты ГОИ. Вы только представьте - боец носил с собой кусочек пасты, потому что верил - мы победим и нужно выйти с надраенными пуговицами и бляхой. Какие люди были! И помимо всего прочего был найден один солдатский смертный медальон. Медальон прекрасно сохранился, все графы были заполнены, но... особенности почерка бойца не позволяли прочитать ничего кроме фамилии родственника - Маргулис Б.М. и места его жительства - с.Каясула Орджоникидзевского края.
С медальоном, бумагами и личными вещами, работал эксперт 1050 судебно-медицинской лаборатории ЧФ РФ Сардинов Тальгат Талипович. Из комьев земли эксперт, как фокусник, извлекал - протокол заседания парткомиссии 2 СД, справки, личное письмо и прочее. Работа с медальоном продолжалась больше месяца, волнения, бессонные ночи - но результата не было. Отложив работу с медальоном, Тальгат Талипович извлек из очередного кома земли денежный аттестат. Деньги переводились жене - Маргулис Бусе Моисеевне, пп 887. Это была уже маленькая победа - есть данные, еще сутки работы с архивными документами и, результат превзошел все ожидания - денежный аттестат и медальон принадлежат одному человеку - старший лейтенант Владимир Ефимович Липовский. Нашу радость описать было невозможно.
А затем поиски родственников. Нашли!!! Живы внучка Виктория и внук Михаил. Удивительна судьба семьи Владимира Ефимовича. Его жена - Буся Моисеевна была начальником контрольно - семенной лаборатории в Джанкое. Началась война и Буся Моисеевна с двумя дочками эвакуируется из Джанкоя на Кавказ, она спасает семенной фонд. Но немцы идут на Кавказ, и тогда Буся Моисеевна с детьми и семенным фондом уезжает в Оренбургскую область, где они и встретили День Победы. После войны Моргулис Буся Моисеевна вернулась в Джанкой и продолжала заведовать контрольно-семенной лабораторией. До самого последнего дня своей жизни она ждала весточки о муже. Внучка Виктория рассказала нам о том, что после войны к бабушке приезжал друг Владимира Ефимовича - он видел Владимира Липовского в Севастополе в конце июня 1942г. К тому моменту уже было понятно, что город удержать невозможно, и друг предложил ст.лейтенанту Липовскому эвакуироваться из города на катере. На что Владимир Ефимович ответил буквально так «Ты сошел с ума. Я сейчас зачислю тебя к себе во взвод, выдам винтовку и мы будем отстаивать этот город».
Брат Владимира Ефимовича - Давид Ефимович 1896 г.р., тоже воевал в Севастополе, в 25 СД ПА. Его жена Раиса Петровна и 3-е детей были в оккупации в Симферополе. Расстреляны фашистами вместе с матерью и отцом Раисы Петровны.
Следующим документом, который восстанавливал Тальгат Талипович, был блокнот, среди листков которого была найдена справка о том, что Нарожный Федор Евменович сдал паспорт в обмен на военный билет.
Так появилось еще одно имя - старшина Нарожный Федор Евменович. Опять поиск родственников и снова маленькая победа - нашли! - жив племянник.
И снова работа и еще одна находка - квитанции на денежные переводы в Алма-Атинскую область, с.Чилик - деньги отправлялись Зельцер Циле Исааковне.
Это был очень длительный и трудный поиск. Оттолкнуться можно было только от с.Чилик, мы писали туда, звонили в администрацию, обращались в школы этого населенного пункта, но увы .. Чилик остался молчаливо-равнодушным к нашим просьбам. К поискам подключилась Елена Жилинская из Москвы, удивительная женщина, низкий поклон ей за труд и терпение. Было сделано огромное количество запросов и вот через 2 года получен ответ из «Красного Креста». Действительно Зельцер Циля Исааковна в 1941г. эвакуировалась из г.Одессы в с.Чилик вместе с сыном - Гришей Исааковичем.
Так у нашего бойца появилось имя - Исаак. И еще долгие дни поиска и боец установлен - Мандель Исаак Яковлевич. «Красный Крест» дал нам адрес послевоенного места жительства Цили Исааковны и Гриши - г.Одесса, Книжный переулок 1813. Нашли телефоны жителей этого дома, когда разговаривали с жильцами, то очень надеялись - Гриша жив. Но в одной из квартир нам ответил старожил дома, они с Гришей были ровесниками, дружили, но через несколько лет после возвращения из эвакуации Гриша заболел и умер, похоронен в Одессе. Циля Иссаковна через год после смерти сына с квартиры съехала. Так закончился еще один поиск, не смогли мы найти родственников, нет у нас фотографии Манделя И.Я., но тем не менее - установлена фамилия бойца и это уже много. Ведь изначально, когда устанавливали табличку в часовне на месте захоронения этих шести найденных бойцов, администрация комплекса 35 ББ приняла решение записать бойца как - Зельцер. Вот уже почти год как мы обращаемся к администрации историко-мемориального комплекса 35 ББ с просьбой заменить фамилию на плите, но все это время нам только обещают это сделать. Мы будем следить за ситуацией, и как только табличку поменяют, сразу выложим здесь фотографию новой плиты.
К великому сожалению, по совершенно непонятной причине, имя Манделя Исаака Яковлевича не было внесено в зал, открывшийся на 35 ББ 3 июля этого года. В этом зале представлены фотографии, вещи, имена, тех, чьи останки были найдены на территории комплекса. Наш вопрос, адресованный администрации музея - почему нет фамилии Мандель И.Я., так и остался без ответа.
Среди найденных бумаг был обнаружен протокол заседания 2 СД, согласно которому был вынесен строгий выговор за ненадлежащее хранение партбилета Кац(д)ову ..ву Давидовичу. Поиск и установление судьбы бойца с такой фамилией продолжается.
Была найдена квитанция на фотографии, на которой указана фамилия Кипер. Фотографии боец должен был получить 29 мая 1942г., заплатил за них 25 рублей. Но так как в квитанции кроме фамилии больше ни чего не указано, нет даже инициалов, то поиск крайне сложен. Бойцов с такой фамилией в обороне Севастополя участвовало несколько. Кто хозяин данной квитанции - установить врядли удастся.
Еще была найдена справка о снятии судимости. Действительно, в мае 1942г. был приказ - проверить всех, находящихся в Севастопольской тюрьме и тех, у кого небольшие сроки - отправить на фронт. Эксперт смог прочитать только имя отчество - Сергей Як. Больше ничего прочитать невозможно.
А вот еще одна удивительная находка - это письмо, написанное бойцу. Время не сохранило ни начальной строки, где могло было быть имя, ни конца письма. Но зато сохранило детскую ручку, ребенок лет 5-6 написал отцу: «Здравствуй дорогой папа. Крепко тебя целую».
Точно можно утверждать, что среди найденных останков, есть Липовский В.Е. (смертный медальон), Нарожный Ф.Е. (справка о сдаче паспорта в обмен на военный билет) и Мандель И.Я. (квитанции на денежные переводы). Остальные фамилии и инициалы, с большой долей вероятности, не принадлежат тем людям, чьи останки были найдены в тот день, 08.12.2009. Протокол партийной комиссии, квитанция на фото, справка о снятии судимости и письмо лежали вместе, в корочках от красноармейской книжки. Видимо, кто-то носил эти бумаги в силу выполнения функциональных обязанностей. Кто? Чьи останки находятся среди найденных? Это все предстоит еще выяснять. Поиск будет долгим и трудным.