ЦАМО:ф.33 ,о.68252, ед.228
Из наградного листа: с 31.10.1941 в КА. в 1939г. награждена значком "отличник здравоохранения" нарком здравоохранения СССР. В партизаны направлена Симферопольским горкомом ВКП(б). Тов. Михайленко П.В. с начала партизанского движения Крыма работает главным врачем. За период ее пребывания в лесу благодаря ее умелому и самоотверженному труду спасено сотни жизней раненых партизан. Совершено десятки сложных хирургических операций в условиях партизанских землянок и шалашей. За свою работу тов. Михайленко П.В. пользуется большой популярностью и любовью среди партизан района. Несмотря на зимние холода, трудные переходы и сложную боевую обстановку она бесперебойно обходила все отряды и оказывала необходимую медицинскую помощь раненым и больным партизанам. В период больших боев с немецкими карательными отрядами тов. Михайленко проявила мужество и храбрость, спокойно работала на своем посту.
Родилась Полина Васильевна в Курской губернии в 1894 году. Принимала участие в Гражданской войне. Добровольно вступила в Красную Армию, служила в 1-й Конной. В 1921 году поступила в Харьковский медицинский институт, в 1926 году его закончила. По семейным обстоятельствам в 1928 году переехала в Крым. Работала в Севастополе, а затем в Симферополе. В 1932 году открыла институт переливания крови.
31 октября 1941 года Полина Васильевна Михайленко прибыла в Крымский партизанский отряд.
Из дневника Полины Васильевны: "Приехала в лес в своем драповом пальто, в туфельках и шелковых чулках. Очень пригодился белый шерстяной платок. Зашла к командующему Мокроусову А.В.". Глядя на неё, Мокроусов и Мартынов предложили ей свои сапоги. Полина честно признается, что надела сапоги Мартынова и проходила в них год. С первых дней своей лесной жизни она завоевала почёт и уважение всех без исключения партизан. Вот выдержка из характеристики-представления для награждения её орденом Ленина: "Многих партизан вылечила от болезней и ранений, многим помогла сохранить человеческое достоинство; систематически организовывала снабжение медикаментами, перевязочными материалами партизан-ские отряды и соединения; проводила в сложнейших лесных условиях операции, часто под открытым небом, на виду у раненых - другой крыши нет, ассистентов нет, анестезирующих средств тоже нет, инструмент примитивнейший - самый обычный перочинный нож, освещение - пламя коптилок".
Однажды ей удалось возвратить к жизни геолога Агапова, расстрелянного эсэсовцами. Ранение Агапова казалось смертельным. Пуля прошла на 3 сантиметра левее позвоночника и вышла через рот, раздробив нижнюю и верхнюю челюсти. У раненого был разорван язык и оторваны обе губы. В развороченных деснах торчали остатки зубов. Положение было безнадежным, но Полина Васильевна решилась на операцию. Под местным наркозом она удалила Агапову остатки поврежденных зубов, с помощью проволоки из телефонного провода подняла обломки нижней челюсти, сшила язык и восстановила губы. Когда операция была закончена, Агапов попросил карандаш и написал, что голоден. Не оказалось желудочного зонда. Пришлось взять не очень толстую резиновую трубку. Три дня через неё кормили больного бульонами. Затем стали давать пищу из ложечки. Постепенно раны стали заживать. Жизнь Агапова была спасена.