Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе

Ф.И.О.: Герасимов Филипп Филиппович
Дата рождения: 19.12.1921
Воинское звание: летчик, с 11.07.1941 года - пилот в 93-й ОАЭ ЧФ, сержант (19.08.1941), с 31.08.1941 года - в составе 94-й ОАЭ, Лейтенант ( 7.12.1941). С 13 .03.1942 года - командир звена 3-й АЭ в 8-м ИАП (с Апреля 1942 года 6-й Гвардейский ИАП)
Дата выбытия: 14.11.1991
Информация:

с сайта "airaces" :2 Апреля 1942 года Филиппа Герасимова и его товарища по эскадрилье Николая Сикова вызвал командующий группы авиации Севастополя Полковник Г. Г. Дзюба и лично поставил задачу "особой важности": у горы Чатыр - Даг отыскать поляну, которую выбрали партизаны для посадки самолёта, и сфотографировать её. Рано утром следующего дня 2 И-16 отправились в путь по маршруту: мыс Сарыч - гора Форос - Байдарские ворота - Ай-Петри - хребет Ялтинской яйлы. Высота 1700 метров. Вот впереди показался искомый ориентир - вершина горы Басман  ( 1136 метров ). Вершину горы затянуло туманом. Сколько ни кружили летчики, но поляну найти не смогли. После обеда полетели снова. На высоте 400 метров первым поляну увидел Сиков. Сбросили вымпел. Вечером с чувством выполненного долга лётчики легли спать: "Ещё один денёк стёрли". 4 Апреля лётчики летали повторно, доставили партизанам новый вымпел, где просили подготовить поляну к посадке самолёта. На обратном пути их перехватили 4 Mе-109, но лётчики успели уйти под защиту плавучей батареи "Не тронь меня". Герасимов подумал, что на этом задание "особой важности" для него закончится, но Дзюба поставил новую задачу: на У-2 доставить партизанам рацию и радиста. Лётчик совершил над аэродромом несколько полётов на У-2 - восстанавливал навыки и отрабатывал посадку на ограниченную площадку. Чтобы утяжелить самолёт, его загрузили запчастями и продуктами. Техник предлагал положить даже запасной винт, но лётчик отказался, о чём потом сильно пожалел. Герасимову выдали автомат "на всякий случай" и проинструктировали о порядке условных сигналов, которые он должен был дать на случай аварии самолёта, неисправности рации и в случае готовности сброса грузов. Ордена и документы перед вылетом он сдал. Ранним утром 10 Апреля во вторую кабину У-2 сел радист, старший матрос Иван Дмитриев. Если на И-16 до цели долетал он раньше за 20 минут, то теперь "топал" больше часа. У-2 был старым, а мотор - изношенным. Над поляной лётчик трижды заходил на посадку, на 4-й раз сесть помешали люди. Хоть партизаны и постарались удлинить и расширить бывший загон для зубробизонов, но всё равно полянка размером 100 х 20 метров была явно мала даже для такого неприхотливого самолёта, как У-2.

Лётчик вспоминал:"Почва в горах к тому времени сильно прогрелась, и мощные восходящие потоки тёплого воздуха как бы приподнимали самолёт, не давая ему коснуться земли колесами". На 5-м заходе, задев колёсами за верхушки деревьев, Герасимов бросил самолёт в крутое скольжение. Казалось, вот - вот машина врежется в землю. До земли оставалось 2 метра, когда ему удалось перейти на горизонтальное планирование и заставить самолёт приземлиться. Надо же такому случиться: уже в самом конце пробега летчик увидел просёлочную дорогу и рядом с ней канаву. Колёса У-2 попали в канаву - промоину, самолёт ткнулся носом, и винт сломался. Радист принялся за своё дело, а лётчик стал думать о том, как он возвратится обратно. Нужно сказать, что лётчик и радист были первыми в партизанском отряде людьми с Большой земли. Партизаны с жадностью расспрашивали их об обстановке на фронтах, о любых даже самых незначительных мелочах жизни. Например, очень удивились, когда Герасимов сказал, что ему от родителей из блокадного Ленинграда в осаждённый Севастополь приходят письма. 3 ночи подряд взлетавшие с Херсонеса самолёты сбрасывали грузы партизанам отряда Майора Г. Северского. Герасимов же ожидал группу из 9 партизан, которая пошла в Чоргун  ( 60 км от лагеря ). Там на заброшенном аэродроме стояли несколько У-2 и с одного из них должны были снять пропеллер. За время ожидания группы партизаны под руководством Герасимова несколько удлинили полосу, расчистили подходы к ней. Герасимов успел принять участие в бою с карателями. На 5-й день группа возвратилась без одного человека: в пути тот скончался - не выдержало сердце. Винт принесли в целости и сохранности. Утром следующего дня лётчик решил взлетать, но не учёл, что непрогретый воздух не давал старенькому У-2 необходимой подъёмной силы. При взлёте самолёт врезался в верхушки деревьев. Лётчик остался целым, но У-2 ремонту не подлежал. Решил было возвращаться к своим пешком - ведь он лётчик и очень нужен там, в Севастополе. Ему повезло. Буквально через несколько дней в расположение лагеря вышли 6 моряков - разведчиков.Герасимов вспоминал:"До линии фронта мы шли 6 суток. Один раз нарвались на мину, радист из группы моряков погиб, двое были ранены серьёзно, я отделался сравнительно легко. Подошли к Балаклаве, пробрались на нейтральную территорию, где нас заметили наши солдаты".


Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе