ЦАМО ф.56,о.12220,д.88; ЦАМО документы
07.10.1901 - родился Валентин Соломонович КОФМАН (1901-1942) потомственный врач-хирург. В 1919 году вступил в партию большевиков и отправился на фронт комиссаром. В 1921 году Кофман, комиссар Аркадийского курорта, поступает в Одесский медицинский институт. А по окончании его два года служит врачом кавалерийского полка. В 1937 - он уже доцент кафедры общей хирургии. Затем была подготовка и защита докторской диссертации, и в 1938 году В.С. Кофман стал профессором. Он много работает, публикует научные труды. И вместе с отцом фтизиоортопедом создает учреждение, вряд ли имевшее аналог в мире: «Дом увечного ребенка». В этом Доме находились дети, ставшие инвалидами после перенесенного костного туберкулеза.
Когда снова запахло порохом, Кофмана призвали в армию. Во время «освобождения» Западной Украины он командовал медицинской ротой, затем - медико-санитарным батальоном. На войне с Финляндией был старшим хирургом стрелкового корпуса.
В октябре 41-го (!) в осажденной Одессе были выпущены подготовленные Валентином Соломоновичем методические рекомендации полковым врачам: «Замечания по организации и технике первичной обработки ран в войсковых районах». Эта небольшая - 44 страницы - книжечка стала первой медицинской «методичкой» в истории Отечественной войны! А во время обороны Севастополя профессор Кофман составил сборник научных трудов, принадлежавших перу 29 медиков. Рукопись была передана на Большую землю и опубликована Главным санитарным управлением Советской Армии в 1943 г. - уже после гибели большинства авторов, в том числе и составителя.
Трудно переоценить значение методики поточного выполнения хирургических операций во фронтовых условиях, разработанной доктором Кофманом. Суть ее в том, что хирурги действовали сразу на нескольких операционных столах: сложную работу выполняли опытные специалисты, а на завершающем этапе к делу подключались молодые, не имеющие достаточной подготовки. Тысячи раненых были спасены благодаря искусной работе профессора Кофмана и его последователей. Среди спасенных был и тяжело раненный начальник штаба Приморской армии дважды герой Советского Союза маршал Крылов: Валентин Соломонович удалил осколок величиной со спичечный коробок, пробивший лопатку, вошедший в грудную клетку и немного не дошедший до сердца. Медики удивлялись как силе духа Крылова, так и мастерству Кофмана.
Коллеги из старшего поколения, хорошо знавшие В.С.Кофмана, называли его последователем великого хирурга Н.И. Пирогова. Как и Пирогов в период первой Севастопольской обороны, хирург Кофман оперировал под огнем, сохраняя профессиональное хладнокровие и видя перед собой, прежде всего, страдающего человека.
В июле 1942г. Валентин Кофман, согласно приказу командования, подлежал эвакуации вместе с другими командирами высоких рангов. Однако воинской субординации предпочел высокий долг Гиппократова братства и, нарушив приказ, посадил на свое место в самолете медсестру Кононову с новорожденным младенцем. Он остался со своими пациентами и погиб.
В самые последние дни обороны Севастополя на 35-й батарее, в подвале, где находились тяжело раненные, у военфельдшера Кононовой родился мальчик, которого назвали в честь героического города Севаславом и отправили на Большую землю; свой билет на последний самолет матери с младенцем отдал главный хирург Приморской армии Кофман. Известно было, что мальчик выжил, а дальше следы его затерялись. мальчик с уникальным именем Севаслав жил после войны в городе своего рождения, а когда вырос, работал вместе с матерью на местном почтамте.
Как сложилась дальнейшая судьба Севаслава, потомки легендарного хирурга не знают.
На запрос сына об отце из севастопольского городского объединения «Долг» пришел ответ: «Все сходится к тому, что 3 июля 1942 года В.С. Кофман был расстрелян фашистами вместе с начальником медицинской службы морской базы военврачом 1-го ранга М.З. Зеликовым и начальником 41-го госпиталя военврачом 1-го ранга Злотниковым».