ЦАМО ф.58,о.18003,д.1433
Сообщил сын
Родился в пгт. Васильковка, Днепропетровской обл., Украина в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу, работал в колхозе им. Ленина.
2 года служил кадровую в Красной Армии. Потом работал на Ульяновском пункте «Заготзерно». До сентября 1941г. был на броне: вывозил зерно. После призыва в армию направлен под Каховку; там их часть попала в окружение. С боями выходили в течение 2-х недель и вышли из окружения под Красным Лучом, Луганской области. Участвовал в боях за Ростов, там был ранен. После излечения служил в 138 стрелковой бригаде и направлен с ней в г.Новороссийск. По плану командования их должны были отправить на Крымский фронт. Но не успели - в конце мая он прекратил своё существование.1
11 июня 1942г. 138 стрелковая бригада была погружена на крейсер "Молотов" и направлена в г.Севастополь. Сначала шли у берегов Турции, потом повернули на Севастополь. С рассветом начались налеты немецкой авиации. Крейсер дрожал от стрельбы из зенитных автоматов, резко маневрировал, уворачивался от бомб и торпед. Ни одна из них в корабль не попала, было сбито 2 немецких самолета.
Ночью, 13 июня, крейсер «Молотов» разгрузился, ведя при этом огонь из главного калибра по позициям немцев. Ночью бригада маршем была направлена на Мекензиевы горы, и утром вступила в бой. Отец служил на батарее тяжелых минометов. В первые дни немецкая авиация их вывела из строя и потом ему пришлось воевать в пехоте. Шли непрерывные бои. Постоянно мучила жажда. Ночью снаряжались команды за водой. Немцы хорошо знали маршруты их перемещения, и часто эти команды не возвращались в свои окопы из-за уничтожающего огня из пулемётов и миномётов.
В первый день бригада потеряла убитыми и ранеными половину своего состава. С боями отступали до моря. Организация управления была потеряна, после того как командиров и штабы были отозваны и не вернулись. Среди солдат ходили слухи, что их на подлодках вывезли из Крыма.
Бои стали носить эпизодический характер. Все время распространялись слухи о том, что подойдут корабли и их тоже вывезут на Кавказ. 04 июля 1942г. стрельба практически прекратилась, и немецкие танки стали в отдалении. В воздухе летали немецкие самолеты. Не стреляли. Дальше плен.
Немцы построили всех в шеренгу, произнесли короткую речь, и предложили выйти из строя комиссарам, евреям и морякам. Никто не вышел. Тогда они сами отобрали из строя людей и тут же расстреляли. Дальше, - этап через весь Крым, до какой-то станции на Украине. Колонна пленных в Крыму практически не охранялась. Кто бежал, тот уничтожался местным населением или приводился к немцам, и те расстреливали на месте.
До апреля месяца 1945г. отец находился в лагере в Восточной Пруссии. Тяжелая работа в карьере, жестокое обращение, голод и болезни. У отца был друг, татарин из Поволжья. Они поддерживали друг друга и благодаря этой дружбе и вере в то, что их когда-то освободят, они остались живы. Пленные знали обо всех делах на фронте, по лагерю вся информация распространялась мгновенно. Несколько раз в лагерь приезжали власовцы с кухней полевой, с борщами, кашей и котлетами. Агитировали вступить в РОА. Предателей было мало: в основном все выдержали это испытание. Освободили из плена войска Красной Армии.
В последние дни поступила команда лагерь погрузить на корабли и утопить в Балтийском море. Но, благодаря коменданту лагеря, они остались живы. Комендант водил колонну по Пруссии пока не появились наши танки. Коменданту выдали справку о его поступке, а охрану лагеря пленные сразу же уничтожили. После проверка. Севастопольцев особенно не проверяли, и их часть была направлена маршем на Берлин. В боях не успели участвовать: война окончилась.