ЦВМА Картотека безвозвратных потерь; ЦВМА документы
17 июня 1942 г. батарея № 30 была окончательно блокирована противником, хотя телефонная связь с ней прервалась еще 15 июня, когда просочившаяся группа немецких автоматчиков в районе совхоза им. С. Перовской на винограднике перерезала воздушную и подземную линии связи. 16 июня перестала действовать и радиосвязь, так как были уничтожены все антенны, а попытки связаться с помощью подземной антенны, как было предусмотрено, не увенчались успехом.
В окруженной батарее осталось около 200 человек, среди которых несколько бойцов 95-й стрелковой дивизии и морских пехотинцев, а также раненые.
18 июня батарея расстреляла все оставшиеся снаряды. Противник, непрерывно атакуя, захватил на поверхности весь ее район. Оборонявшиеся на бруствере часть личного состава батареи и бойцы 90-го стрелкового полка были вынуждены отойти в массив батареи и командного пункта и там укрыться, защищая подходы к башням огнем автоматов и ручных пулеметов.
Блокированный гарнизон батареи во главе с командиром майором Г. А. Александером и военкомом старшим политруком Е. К. Соловьевым продолжал сражаться с противником, ведя огонь из амбразур. Ночью отважные артиллеристы совершали вылазки, во время которых уничтожали врага, но и сами несли потери...
...Для захвата батареи враг бросил около полка пехоты, два батальона саперов, танки, привлек артиллерию, но ничего не мог сделать с засевшим в глубине гарнизоном. Когда вражеские солдаты появлялись в районе башен, по ним открывали огонь из амбразур и уничтожали их.
Александер и Соловьев решили прорываться группами ночью. Первая группа во главе с Соловьевым вышла, но попала под сильный пулеметный огонь и большинство бойцов погибло, а остатки группы вернулись под массив бетона, унеся раненого Соловьева.
Гитлеровцы неоднократно предлагали Александеру по телефону сдаться, но Александер и Соловьев отвечали, что моряки и защитники Севастополя живыми в плен не сдадутся и будут драться до последнего.
Фашисты забили выхлопные трубы дизелей песком, и они остановились. Осажденные стали освещать помещения с помощью аккумуляторной батареи. Озлобленный противник пустил под массив ядовитые дымы. Подорвав входные бронированные двери, враги ворвались внутрь. В завязавшихся ожесточенных схватках было перебито много вражеских солдат и офицеров, но и артиллеристов погибло немало. Часть врачей была ранена, от удушливого дыма раненые задыхались, многие умирали. В главном коридоре лежали трупы убитых немцев и наших бойцов. Стояла жара, трупы разлагались...
...Трудно описать, что творилось внутри батареи, что пережили и в каких условиях дрались герои-артиллеристы. Позднее гитлеровцы ворвались через командный пункт батареи вниз в туннель, идущий к башням на глубине 35 - 50 м, и стали пускать ядовитый дым, который распространялся до главных сооружений батареи.
Тогда Александер принял решение взорвать башни, все дизели и силовую станцию, уничтожить новейшие приборы стрельбы, что было выполнено 20-21 июня. На батарее не стало воды, продуктов питания. Последним решением командования батарей было - вырваться из расположения батареи, но уже не в город, а к партизанам в горы. Они понимали, что, видимо, захвачена Северная сторона...
...24 июня Александер с группой бойцов, расширив канализационный водосток, вышли в долину, но гитлеровцы обнаружили их и открыли огонь. Александеру и нескольким бойцам удалось прорваться. Майор был в штатском, но через сутки его схватили, так как один предатель из местного населения опознал его и выдал фашистам. Александера направили в тюрьму в Симферополь. Там фашисты долго его уговаривали перейти на их сторону, но Александер решительно отверг все предложения врагов. Тогда его стали пытать, не раз избивали и в конце концов убили. Заключенные видели, как его окровавленный труп вынесли из камеры. Г. А. Александер геройски погиб за счастье своего народа, свою Родину.
Раненный в руку, ногу и челюсть, военком Е. К. Соловьев отказался пробиваться к партизанам, не желая стать обузой для товарищей, так как сам он идти не мог. В последний момент, когда уже шли бои внутри казематов и оставалось очень мало бойцов, видя безвыходность своего положения, он, чтобы не попасть в плен, застрелился.
П.А. Моргунов "Героический Севастополь", Издательство "Наука", М., 1979