ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.674; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.960; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.1436
Сообщила внучка
Приходько Филипп Васильевич, оставил службу в звании - капитан мед. службы на БТЩ «Якорь».
С первых дней Отечественной войны Филипп Васильевич участвовал в боях с немецкими захватчиками на БТЩ «Якорь». Во время обороны Одессы участвовал во многих операциях по конвоированию транспорта в осаждённую Одессу и эвакуацию раненых.
В тяжёлые дни обороны Севастополя оказывал помощь раненым бойцам и офицерам.
10 июня 1942 года в Севастополе корабль стрелял по фронту, ответным огнём противника ранен был командир корабля и четыре бойца. Он под бомбёжкой и обстрелом противника оказал помощь раненым, что дало возможность остаться командиру и бойцам в строю.
Кораблю несколько раз приходилось вывозить раненых бойцов и командиров из осаждённого Севастополя.
19 июня 1942 года во время боя с 87-ю вражескими бомбардировщиками, Филипп Васильевич на боевых постах оказывал помощь раненым бойцам, чем предупреждал тяжёлые последствия. Участвовал в двух набеговых операциях к берегам Румынии.
Во время десантной операции в Озерайку в ночь с 3 на 4 февраля с борта СК№ 091 на борт были приняты 6 бойцов тяжело раненых и 18 бойцов легко раненых, в том числе и командир катера ст. лейтенант Москалик. Филипп Васильевич проявил исключительные познания в своей специальности, сохранил жизни тяжело раненым бойцам и командиру. С приходом в Туапсе передал бойцов в госпиталь. Медработники госпиталя удивлялись как это можно сделать на корабле одному человеку и так хорошо.
Во время подброски подкрепления в район Станички и Геленджика, Филипп Васильевич руководил эвакуацией раненых из этих участков и оказывал им помощь своими силами. За январь и февраль месяцы 1943 года из этих районов через руки Филиппа Васильевича прошло около 300 бойцов.
При перевозке раненых из Геленджика корабль брал несколько раз по 109 - 250 человек на борт без сопровождающих медицинских работников.
Во время проведения Ялтинской конференции с 4 по 11 февраля 1945 года глав правительств трех союзных держав антифашистской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 гг. в Ливадийском дворце БТЩ «Якорь» было поручено обеспечение безопасности его участников со стороны моря. Экипаж корабля с возложенной на него задачей справился с честью.
Война шла к завершению, а акватории Черного и Азовского морей всё ещё находилось огромное количество различного типа мин, установленных как советскими моряками, так и немцами. На минах подрывались боевые корабли, гражданские суда, гибли люди, грузы. Стояла задача по обеспечению безопасности плавания не только боевых, но и транспортных, рыболовных, торговых и других судов.
БТЩ «Якорь» в конце 1944 года на судоремонтном заводе в г. Поти был переоборудован для траления магнитно-акустических мин. Это был уже ЭМТЩ «Якорь» (электромагнитный тральщик). С этого времени ЭМТЩ «Якорь» принимал участие в тралении водных акваторий портов: Мариуполь, Новороссийск, Феодосия, Керчь, Ялта, Севастополь, Евпатория, Одесса, в устье Дуная - порты Измаил, Тульча, Сулина, Констанца (Румыния) и Бургас (Болгария).
За годы войны Филипп Васильевич награждён орденами: «Красной Звезды» и «Красного Знамени»; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа».
Супруга Приходько Филиппа Васильевича Нина Федоровна Островская (Приходько) родилась и выросла в Севастополе. Во аремя обороны города никуда не выезжала. Она рассказывала, что отправляла из Севастополя золото с банком. Вспоминала, как относила в штольни под Историческим документы об отправке золота из Севастополя. Боец на входе сказал, что начальство обедает и предложил подождать. Тогда она спустилась к роднику - умыться и воды попить, где услышала голоса и звук удара по мячу. Когда она подошла к источнику звука - увидела, как молодые ребята и девчата играют в волейбол. Её тоже позвали в игру. Команда, в которой она играла проигрывала из-за одного парня - он по мячу мазал. Она его в сердцах обозвала мазилой. Тут пришёл посыльный матрос и игра закончилась. Все отправились к штольням и бабушку с собой повели. Там она передала банковские документы и ей предложили пообедать вместе с личным составом.
В большой штольне собрались все те же, что играли в волейбол, только уже умытые и при мундирах. И вот тут -то бабушка ойкнула - тот парень, которого она обозвала мазилой оказался Остряков (знаки различия генеральские опознала), а по мячу он промахивался потому,что раненная рука не очень-то слушалась.
Вот она мне хихикая и говорила - "Сам Остряков, а я его - "мазила""
А через три дня он погиб.
Ещё как воду мама её носила:
Было это, когда наши город покидали.
- Ну,- говорит, - Я уже пожила - пойду. за водой.
Берёт ведро и на родник (где-то на Наварринской). Набрала идёт домой, а тут налёт. Так жители уже так привыкли, что уже и не прятались особо. Так, пригнулась и дальше идёт. Налетел самолёт, постучали пули по ведру, а тут боец раненный лежит.
-Мать, - говорит, - Дай воды попить.
Дала она ему воды, попил и даже не спрашивал куда наши отошли, все и так знали, с земли подхватился и побежал в сторону мыса Херсонес. А бабушкина мама снова за водой пошла. - домой принесла ведро, а оно пробитое - так, на донышке плещется водичка.
А когда фашисты пришли жить-то как-то надо - вот они с отцом ходили в Евпаторию на рынок вещи на еду менять. И как-то попали на компанию татар в районе Сак. Те деньги и вещи забрали, документы забрали, посадили на телегу и повезли в степь убивать. А навстречу немецкий офицер ехал. Посмотрел на Нину с отцом, спросил что-то у татар, а потом приказал татарам разворачиваться. Вернулись они к дому, где их обобрали, велел немец татарам всё вернуть, а потом до Евпатории бабушку с отцом проводил.
Отец Нины Федоровны - Островский Федор Станиславович участвовал в Первой мировой войне - возил депеши на мотоцикле. Потом служил парикмахером в бригаде подводных лодок в Балаклаве. Когда город был занят фашистами он не был угнан в Германию, потому, что выглядел старше своих лет.