ЦВМА Картотека безвозвратных потерь; ЦВМА документы
Василий Федорович Моздалевский родился в 1904 году в селе Новая Прага Кировоградской области в крестьянской семье. С 1926 года он в рядах Красной Армии. Начинал службу в 3-й казачьей Бессарабской дивизии имени Котовского. После окончания Одесской артиллерийской школы служил под Москвой, а в 1932 году был направлен на Тихоокеанский флот. Командовал батареей, а затем дивизионом береговой обороны на Русском острове. Там в феврале 1939 года умерла его жена Вера Ивановна. Воспитание дочерей Гали и Ларисы, сына Всеволода легло на его плечи.
В 1939 году Моздалевский получил назначение командиром 2-го артиллерийского дивизиона береговой обороны Черноморского флота, который дислоцировался в Севастополе. Прибыв в город, капитан Моздалевский разместился с детьми в части. Здесь он встретился с военфельдшером Верой Петровной Макарычевой. Василий увидел в ней человека большой души и предложил ей руку и сердце. Вера Петровна стала женой и другом Моздалевского, а его детям - Всеволоду, Галине и Ларисе заменила умершую мать.
Началась Великая Отечественная война, и Василий Федорович принял решение эвакуировать детей. После долгих скитаний дочери были отправлены в Актюбинскую область. Всеволод отказался ехать в тыл и примкнул к одной из воинских частей.
Сохранилось письмо Веры Петровны приемной дочери, передающее обстановку 1941 года.
"Здравствуй, Галина!
Письмо, которое ты послала 4 сентября, получила я лишь сегодня. За это время прошло много перемен. Папу оставили на том месте, куда он ехал в день вашего отъезда. Через две недели он вернулся в Севастополь, как и обещал, но ненадолго, дня на два.
Мне одной не хотелось оставаться в Севастополе, и хотя я знала, что с ним ехать рискованно, но поехала. Хочу до конца быть вдвоем. Теперь мы вместе, правда, он мало бывает дома, но зато каждый день я имею о нем сведения. Я знаю, что он чист, сыт, ну, а остальное видно будет, время покажет.
Ты же знаешь папин характер, его смелость, его самоотверженность по работе. Конечно, приходится волноваться за него. Он решительна и охотно отдает свою жизнь, лишь бы таким деткам, как вы, сохранить счастливую жизнь.
Галя, на тебе большая ответственность, если папа потерял одного ребенка (о Севе ничего не слышно), то ты должна быть достойной дочерью большевика и воспитать Лору. Если она не слушается, напоминай ей почаще о папе. Он никогда о вас не забывает, и я представляю себе, как он будет рад, когда увидит на столе письмо от вас, адресованное ему. Может быть, сегодня он будет.
Галочка, милая, я вполне сознаю, что вам трудно, но ты же сама знаешь, что это война принесла в каждую семью несчастье. А сколько голодных детей в украинских селах, временно занятых немцами!
Фашист из рук маленьких детишек вырвал последний кусок хлеба. Мы все это знаем, все полны ненависти к нему, и за все разорение жестоко он поплатится.
Терпите, Галочка, все, будьте выносливые. Так нужно. После разгрома врага встретимся снова и будем продолжать счастливую, радостную жизнь...
18 сентября 1941 г."
Наступавшие гитлеровские войска в августе 1941 года приблизились к Перекопу. В это время капитан Моздалевский был назначен командиром 120-го отдельного Чонгарского артиллерийского дивизиона. Его жена Вера Петровна стала военфельдшером этого дивизиона.
В конце сентября на участке, где занимали оборону артиллеристы под командованием капитана Моздалевского, развернулись многодневные ожесточенные бои. 30 октября большая часть дивизиона была окружена. Трое суток артиллеристы отражали вражеские атаки. Израсходовав все боеприпасы, они уничтожили материальную часть и решили вырваться из окружения.
Осуществить этот замысел оказалось непросто. Отряд не раз попадал под сильный артиллерийский и минометный обстрел, прежде чем ему удалось форсировать Сиваш.
К Керчи пробивались с боями. В одном из них погибла Вера Петровна, когда делала перевязку раненому краснофлотцу и рядом разорвался вражеский снаряд.
И снова бои на севастопольской земле. Вскоре В. Ф. Моздалевскому было присвоено очередное воинское звание "майор". Он был награжден орденом Красного Знамени.
Артиллеристам дивизиона майора Моздалевского приходилось по нескольку раз в день отражать атаки фашистских танков и пехоты, вести борьбу с артиллерией врага. Но они держались стойко...
Особенно трудно пришлось в июньских боях 1942 года. 30 июня гитлеровцы вплотную подошли к Малахову кургану, на котором находился запасной командный пункт Моздалевского и размещалась последняя из действующих батарей дивизиона. Малахов курган подвергался интенсивному артиллерийско-минометному обстрелу и ударам авиации, а затем в наступление перешли пехота и танки противника. Огонь единственного уцелевшего орудия дополнялся огнем противотанковых ружей, а в критические минуты в ход шли гранаты.
Когда кончился боезапас, Моздалевский вместе с краснофлотцем И. В. Костиным пополз навстречу вражеским танкам. Он связкой гранат уничтожил одну машину, другую подорвал И. В. Костин.
С наступлением темноты оставшиеся в живых артиллеристы во главе с Моздалевским прорвали кольцо врага и пробились на мыс Херсонес. На последнем клочке севастопольской земли воины-приморцы и моряки-черноморцы неоднократно предпринимали контратаки, которые переходили в рукопашные схватки. В одной из контратак майор В. Ф. Моздалевский был смертельно ранен. Артиллеристы укрыли его в расщелине скалы. Вскоре он скончался.
Судьба детей В. Ф. Моздалевского. Всеволод Васильевич, о котором беспокоился отец и приемная мать, в рядах Советской Армии дошел до Берлина, а после демобилизации поселился в Закарпатье, где проживает до сих пор. Галины Васильевны уже нет в живых. Лариса Васильевна с семьей проживает в Саратовской области.
"Здравствуйте, дорогие деточки Галочка и Лорочка!
В Севастополь вас привозить не разрешают, я хлопотал, т. к. мы еще немцев от Севастополя не отогнали, когда отгоним, тогда я вас привезу к себе. Я был на Перекопе и на Чонгаре, воевал там пять месяцев. Когда Перекоп прорвали, я две недели ходил с войсками в тылу немцев за 300 километров от своих. В окружении уже под Керчью Вера Петровна тяжело была ранена осколком снаряда в живот и через 10 часов умерла. Из окружения я вышел победителем, спас жизнь тысячам краснофлотцев и ком. роты, получил звание майора и представлен к ордену Красного Знамени. Дорогие деточки, учитесь и учитесь, переживите все трудности, что сделаешь, главное, чтобы мы все были живы и здоровы, скорей закончилась бы война, и опять будем вместе все жить. Я сильно скучаю за вами и беспокоюсь...
Я за Севу беспокоюсь день и ночь, жив он или нет, трудно сказать, если жив, то кто его кормит, т. к. помощи ниоткуда не получает...
Галя, на осень обязательно поступи в школу или техникум и учись, в фельдшерскую школу не надо идти, помни, что Лорочка с тобой, ты ей и сестра, и мать, и отец, не бросай ее ни при каких обстоятельствах, живи с ней дружно, где бы ни были вы. К осени, если немцев отгоним, привезу в Севастополь, если не удастся, то будете жить на Кавказе. Помогать буду, пока жив буду, а если убьют, ничего не поделаешь, на то война, тогда обязательно вытребуешь пенсию на Лорочку до ее совершеннолетия, но лучше, чтобы не убило. Скорей кончилась бы война. Не беспокойтесь, мои дорогие деточки, переживите все и преодолейте все трудности.
До свидания, целую вас обоих крепко, прекрепко. Желаю вам благополучно доехать на новое место, устроиться хорошо и жить дружно, а мне покрепче бить немцев и остаться живым и вывести вас в люди.
Целую вас еще раз, ваш папа.
26 апреля 1942 г. г. Севастополь".
http://www.molodguard.ru/heroes1057.htm