ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.746; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.494; ЦВМА ф.12,о.5,д.125; ЦВМА документы
11 Марта 1942 года во время штурмового удара по артиллерийской батарее противника самолёт ведущего Капитана М. М. Талалаева был подбит и произвёл вынужденную посадку на нейтральной полосе. Чтобы дать возможность командиру добраться до своих окопов, произвёл 3 захода на вражеские позиции. При последнем заходе самолёт был подбит и загорелся. Пилот направил его на зенитную батарею противника. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Вице-адмирал Октябрьский приказал обнаружить вражескую батарею и силами авиации подавить ее огонь. Выполнение этой задачи возложили на 18-й авиаполк. Во второй половине дня Герой Советского Союза майор Алексей Губрий вызвал на командный пункт двух опытных летчиков [70] — капитана Михаила Талалаева, исполняющего обязанности командира второй эскадрильи, и старшего лейтенанта Евгения Лобанова. Ознакомив их с обстановкой, майор поставил задачу: < em>
— Батарея противника, ориентировочно, находится севернее Бельбека, в Языковой балке. Ваша задача — найти ее и подавить огонь. Действовать будете без прикрытия истребителей.
В 15 часов летчики покинули Херсонесский аэродром и повели свои ИЛ-2 на выполнение задания. От Херсонеса до Бельбека — рукой подать.
Гитлеровцы встретили самолеты сильным зенитным огнем. Однако летчики начали штурмовку. Огонь батареи был подавлен, но в машину Талалаева попал снаряд, разорвался и повредил мотор. Осколком летчика ранило в голову. Второй снаряд пробил масляный радиатор. Не потеряв самообладания, Талалаев передал ведомому:
— Женя! Мой самолет подбит, иду на вынужденную посадку, а ты возвращайся на аэродром.
Капитан развернул штурмовик к линии фронта и пошел со снижением. Мотор давал сильные перебои, горячее масло жгло летчику лицо и руки, через переднее стекло кабины почти ничего не было видно. Вскоре мотор заглох.
Линия фронта в том районе проходила по Бельбекской долине. Позиции сторон разделяла нейтральная полоса. Капитан едва дотянул до нее и посадил самолет. Гитлеровцы пытались захватить летчика в плен. Увидев, что командиру угрожает смертельная опасность, Лобанов решил спасти его. Решение созрело быстро: снизившись до высоты бреющего полета, он открыл огонь по фашистам и отогнал их. Через несколько минут летчик добрался до окопов своих войск и был вне опасности.
А Лобанов направил машину на свой аэродром. Но война жестока и беспощадна. . В последний момент самолет старшего лейтенанта был подбит зениткой, потерял управление и, пролетев по инерции несколько сот метров, упал вместе с пилотом в тылу противника за второй полосой окопов. К самолету сразу же бросились гитлеровцы. Метрах в десяти от подбитого ИЛ-2 оказалась глубокая воронка, оставшаяся после взрыва авиационной бомбы. Покинув кабину штурмовика, Лобанов укрылся в воронке, как в окопе, и, когда фашисты приблизились, встретил их огнем из пистолета. Враги залегли, затем опять поднялись. Завязался неравный бой. И летчик погиб. Так отдал свою молодую жизнь Евгений Лобанов, совершая 89-й боевой вылет
Дорохов А. П. Крылатые защитники Севастополя. — Симферополь: Таврия, 1981.