Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе

Ф.И.О.: Талалаев Михаил Михайлович
Дата рождения: 1913
Место рождения: г.Коломна, Московская обл.
Воинское звание: капитан ЧФ 18 (8 Гв.) ШАП ВВС ГБ
Дата призыва: 1934
Дата выбытия: 07.1942 Севастополь
Причина выбытия: эвакуирован
Информация:

ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.478; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.569; ЦВМА ф.3,о.1,еж.хр.877; ЦВМА ф.3,о.1,ед.хр.1299;  ЦАМО ф.920,о.2,ед.хр.408; ЦАМО ф.88,о.2,ед.хр.676;

Подвиг совершил и мой друг по Ейской школе морских летчиков старший лейтенант Михаил Михайлович Талалаев. В 1934 году мы по спецнабору одновременно поступили в летную школу, вместе проходили курс младшего командира и, сидя в классе за одним столом, зубрили теорию полета. Вместе ходили в увольнение и робко начинали знакомиться с девушками. Тогда каждому из нас стукнуло по 19. 


С окончанием школы расстались, я поехал служить на Тихоокеанский флот, а он — на Балтику. 


И вот встретились на аэродроме Нижний Чоргунь. Михаил Талалаев летал на Ил-2, и мне хотелось узнать, как ему удалось с летающей лодки МБР-2 пересесть в кабину штурмовика. Хотелось вспомнить и молодость, но напряженная боевая работа долго не оставляла нам свободного времени для разговоров. Вскоре, однако, помог случай. 


В один из дней начала ноября 1941 года воздушная разведка обнаружила крупную колонну войск и техники противника, двигавшуюся по дороге от Симферополя на юг. С аэродрома Нижний Чоргунь в воздух поднялись восемь Ил-2. Возглавил их командир эскадрильи капитан И. Ф. Кичигин. 


Удар восьмерки “ильюшиных” был внезапным и точным. Но на выходе из пикирования после второй атаки загорелся самолет младшего лейтенанта Н. И. Николаева. Летчик повел машину на посадку и вскоре уже стоял у горящего самолета совсем недалеко от атакованной колонны. Увидев это и понимая, что гитлеровцы вот-вот навалятся на боевого друга, Талалаев принял смелое, весьма рискованное решение: садиться! 


Самолет катился по земле, из-за неровностей почвы его бросало из стороны в сторону, но вот машина остановилась. Какими же медленными показались те секунды, вспоминал потом Талалаев. А Николаев прыгнул на плоскость Ил-2, ударом ноги, а затем ножом вскрыл верхний люк фюзеляжа и втиснулся втиснулся в самолет. Какое совпадение: именно на этом месте, когда штурмовики последующих серий стали двухместными, стали оборудовать кабину стрелка. 


Длинный разбег, отрыв самолета от земли, уборка шасси. Прямо над головами бежавших к догоравшему “илу” фашистов Михаил сделал разворот и взял курс на юго-запад. Группу Кичигина он уже не увидел: отработав свое, она ушла.

 Денисов К.Д. Под нами — Черное море. — М.: Воениздат, 1989.

Дополнительно: Трижды награжден орденом "Красное Знамя"; награжден орденом "Отечественной войны I степени", медалями "За оборону Севастоополя", "За оборону Кавказа", "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Умер 10.04.1983, г.Харьков

Архивные документы


Виртуальный некрополь Севастополя

Реестр захоронений времен Великой Отчественной Войны в Севастополе